«Мы не должны зарубить наши взаимоотношения с научной средой в Европе и США…»

фото: «Мы не должны зарубить наши взаимоотношения с научной средой в Европе и США…»

 

Председатель Комитета Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев подчеркнул в ходе пленарного заседания, проходившего в здании правительства Москвы, что именно единая триада обучения, воспитания и дисциплины составляет основу классического российского образования. Такая триада дает возможность для личностного роста, нравственного самосовершенствования человека. И потому роль педагога как воспитателя и наставника является в системе образования определяющей и направляющей.

Президент Ассоциации содействия отечественной профессуре, экс-председатель правительства РФ Сергей Степашин высказался в пользу сохранения связей отечественных исследователей с коллегами за рубежом.

«Я полагаю, мы ни в коем случае не должны зарубить и вырубить наши взаимоотношения с научной средой в Европе, США и других странах. Дураки приходят к власти и уходят. Наука вечна», — отметил он.

Правовед выразил несогласие с теми, кто считает, что Петр I ошибся, прорубив окно на Запад и направляя туда огромное количество молодежи на учебу. «Мне бы очень хотелось, чтобы мы все-таки вспомнили наш герб. Нашего орла, который смотрит и на восток, и на запад», — подчеркнул Степашин. Он также призвал понимать и чувствовать молодежь, которая «имеет право критиковать власть». По поводу покинувших страну соотечественников он отметил, что это их право, только «не надо поливать Россию грязью, особенно из-за рубежа».

Исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты», вице-президент НИУ ВШЭ Ирина Карелина рассказала об онлайн-олимпиаде Open Doors, одним из организаторов которой выступает Высшая школа экономики. Ее проводят каждый год для абитуриентов магистратуры и аспирантуры в режиме реального времени. По ее словам, это один из самых крупных просветительских проектов, полностью реализованный через цикл цифровой платформы. Ни ситуация с пандемией, ни другие потрясения последних лет не снизили интереса к интеллектуальному соревнованию.

Карелина подчеркнула, что благодаря Open Doors о российских университетах, светилах науки и городах знает более 3 миллионов молодых людей в 195 странах. Чаще всего учебу в РФ они выбирают из-за образования высшего качества и котируемости дипломов.

В 2023 году почти половину всех заявок на регистрацию объектов интеллектуальной собственности подают представители науки — вузы и НИИ, сообщил руководитель Роспатента Юрий Зубов. «За 10 месяцев этого года мы отмечаем рост патентной активности на 8%», — рассказал он участникам форума. При этом срок ожидания в очереди на регистрацию максимально сокращен: он занимает в среднем 4 месяца.

Спикер добавил, что на базе ведомства запущен Центр содействия опережающим технологиям, который выявляет ключевые разработки и предоставляет им комплексную охрану. Успешно завершен совместный с Минобрнауки России эксперимент по комплексно-аналитическому сопровождению технологических разработок. Два проекта научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) из Самары и Перми полностью готовы для внедрения в производство, подчеркнул Зубов.

Руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев, представляя новую модель аккредитации образовательных организаций, отметил, что она воплощает собой большой шаг вперед, в том числе от бюрократии. По его словам, если в 2021 году на страницах СМИ ранее действовавшую модель аккредитации называли неэффективной, то в 2023 году, после ее качественного обновления, отмечается, что процедура проходит максимально открыто, объективно.

Глава надзорного ведомства напомнил, что с 1 марта 2022 года государственная аккредитация стала бессрочной, организациям больше не надо каждые шесть лет ее подтверждать. При этом при аккредитации новых образовательных программ основной акцент делается на оценке остаточных знаний студентов.

Выступая с сообщением о роли академического сообщества в инновационной экономике, вице-президент Российского союза ректоров Марина Боровская, в частности, отметила, что искусственный интеллект является сопровождением, поддержкой и продвижением тех наработок, которые создает личность, научные коллективы.

С точки зрения спикера, технологическое партнерство — это направление развития не только естественно-научного или инженерного блока. Сегодня оно в немалой степени касается гуманитариев, прежде всего тех, которые работают в области общественных наук, защиты интеллектуальной собственности. Наука и образование должны работать на выстраивание целей взаимодействия «физиков» и «лириков» в рамках организационно-продуктового подхода, считает участница форума.

Академик РАН, председатель Общественного совета при Минобрнауки России Александр Чубарьян, выражая согласие с коллегой, уточнил, что традиционно гуманитарии трудятся в системе государственного управления, органах власти, идеологических учреждениях. Однако сегодня эти специалисты должны активно участвовать в технологических процессах. Минобрнауки России, по его мнению, необходимо усилить внимание к гуманитарным исследованиям в области ИИ, когнитивных наук.

С точки зрения известного историка, обучение в вузах должно начинаться с общегуманитарной подготовки, как это принято в лучших университетах мира.

Ректор Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева профессор Сергей Дмитриев отметил, что вуз обеспечивает более 85% потребности в молодых кадрах высокотехнологичных производств Нижегородской области. Его выпускниками на 80% укомплектован штат руководителей корпораций с высокой динамикой развития.

Логичным продолжением создания базовых кафедр НГТУ на предприятиях стало развитие Передовой инженерной школы атомного машиностроения и лазерных систем. При этом 70% реализованных технологий превосходят уровень мировых разработок, заключил он.

В рамках Шестого Профессорского форума были торжественно вручены премии «Ректор, декан и профессор года», а также премия «Лидер высшего образования».

Премия «Лидер высшего образования» присуждена в 2023 году впервые. Она учреждена для многолетних руководителей вузов, внесших значительный вклад в развитие высшего образования.

Первыми лауреатами, которым была торжественно вручена награда, стали президент РУДН им. Патриса Лумумбы Владимир Филиппов, ректор МГИМО МИД РФ Анатолий Торкунов, ректор ВГИК им. С.А. Герасимова Владимир Малышев и ректор Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Петр Глыбочко.

Трое других лауреатов — ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, ректор СПбГУ Николай Кропачев и ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко — не смогли присутствовать лично.

Премия «Ректор года» присуждена руководителям вузов, расположенных на территории РФ, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга.

В 2023 году ее лауреатами стали семь человек: ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал, ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева Сергей Дмитриев, ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова, ректор Тихоокеанского государственного медицинского университета Валентин Шуматов, ректор Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина Оксана Шумакова, начальник Казанского юридического института МВД РФ Фоат Зиннуров и ректор Хабаровского государственного института культуры Сергей Скоринов.

Премии «Декан года» удостоены 15 человек, премии «Профессор года» — 95.

Шестой Профессорский форум проходил 14–16 ноября на площадках правительства Москвы, Общественной палаты РФ, РАО и ведущих университетов страны. Ключевая цель мероприятия — выработка стратегии продвижения науки и образования как фундаментальных основ для подготовки кадров, необходимых для инновационной и устойчивой экономики страны.

Прочтите также:

Это интересно:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

level: 3